«Нет мне ответа».
Эпопея Виктора Астафьева «Царь-рыба» заканчивается этой фразой.
Красноярский писатель как никто другой смог описать мир приполярья и жизнь в долине реки Енисей, так и не прибегнув к роскошным оборотам и вычурным фразам. Но меня поразила глубина и близость, с которой Астафьев показал живущих там людей. Природа севера очень сурова, она показывает, какие усилия требуются, чтобы зародилась жизнь. У человека с природой отношения различны: одни ощущают себя ее детьми, у других чисто потребительский подход, разрушающий сибирскую тайгу и душу того, кто не осознает своей ответственности за сохранением природы. А ведь легко быть ее защитником, сидя дома на диване.
Мне повезло: я участвовал на Байкальском проекте 2 раза. В первый раз мы строили тропу в сторону п.Большие Коты. Тогда была проделана большая работа. Я не забуду, как мы после обеда в последний день строительной части, объединились всеми восемью группами на одном финальном участке. Там началось такое! По крайней мере, сам я ни разу не остановился, чтобы передохнуть, энергия появилась колоссальная. Тогда я был ошарашен этим обстоятельством и понял, что отличное дело во благо всех (а среди всех всегда есть и я) неизменно отражается в душе, а она порождает огромную позитивную силу.
Я понял, что условия на проекте помогают сделать небольшую часть огромного дела, но осознать свою сопричастность ко всему замыслу, к людям до и после себя. Появится смысл быть честным, добросовестным работником, студентом… А сомнения по поводу незначительности этого вклада исчезнут.
Спустя месяц я не смог не приехать сюда снова. И с другой группой друзей мы организовали собственное продолжение проекта. Потом мы прошлись по местам тропы с Байкальского проекта – и была тишина. Мы прониклись чувством близости и почтения к этому участку берега Байкала: я вспоминал каждый метр тропы, а мои друзья ощутили, словно сами ее строили. Я понял, что условия на проекте помогают сделать небольшую часть огромного дела, но осознать свою сопричастность ко всему замыслу, к людям до и после себя. Появится смысл быть честным, добросовестным работником, студентом… А сомнения по поводу незначительности этого вклада исчезнут. Для чего проводится Байкальский проект? Только представьте, что участники – это будущие бизнесмены, сотрудники ГИБДД, чиновники, политики? Поэтому важно, как мы будем использовать полученный опыт. Я бы уверенно пошел голосовать за депутата, который живет на благо других, а не участвует в разовых благотворительных акциях.
Сейчас я живу в Иркутске и вот уже третий раз еду на проект. Зачем? Посмотрите на первую строчку. Для себя я нашел ответ. Когда в прошлом году участвовал на проекте, мы строили «Мост удачи». И ведь строили-то не для того, чтобы заявить потом где-нибудь: «Я строил мост». Мы все понимали, зачем это делаем. Специалисты потом заявляли, что «никто таких вещей без привлечения тяжелой техники в этих условиях не делает». Но и не это главное, а то, делается с очень сильной мотивацией, которую за деньги не купишь. Плюс делается непрофессионалами. И вот что удивительно: строим мост, а приобщаемся к Байкалу, к природе, к людям. Благодаря проекту я по-настоящему полюбил свою родину.
Я стал замечать то, к чему черств был раньше. Я уже упоминал «Царь-рыбу» Астафьева. Там есть эпизод, в котором автор сидит ночью у костра в тайге и слушает тишину:
«На заостренном конце продолговатого ивового листа набухла, созрела продолговатая капля и, тяжелой силой налитая, замерла, боясь обрушить мир своим падением.
И я замер».
И пока висела эта капля, Астафьев увидел, услышал все живое, доселе незаметное, но такое близкое.
Для меня не бесследно прошел проект, в этом году я хочу окунуться мир возможностей и обрести опыт уже в организации проектов на основании Байкальского. Я взял ответственность за среднюю школу и за расширение культуры добровольчества за рамками одного этого проекта. Очень надеюсь, что участие поможет мне ответить на ряд поставленных вопросов.