Байкальский проект 2016: «СЛАВНЫЙ ВОЛОНТЕР»

Летопись 2016.

«Если в двух словах – хочу еще!»

Вторая полноценная летопись, написанная Аленой Степановой. На Байкальском проекте — 2016 Евгений Скворцов начал внедрять занятия по прогрессивному альтруизму и по развитию силы воли. В течение всей смены велись съемки фильма «Славный волонтер» (поддержать создание фильма). Кроме того, в фильм вошли внутренние переживания участников за каждый день. Краткий рассказ о событиях на проекте.

Алена Степанова, г.Екатеринбург.
Алена Степанова, г.Екатеринбург. Хранитель истории. Участница Байкальского проекта - 2016, смена 1.
День 1. 11.07.2016 года, понедельник.
Рыбалка на Байкале. Слюдянка
Слюдянка
Приезд на базу МЧС, кто-то купался в Байкале, кто-то это фотографировал, кто-то заряжал телефон. Прибыли в лагерь. Половина наших – пешком, половина в невероятно тряском Камазе. Подвезли троих туристов из Крыма, они были в шоке от поездки. Водитель время от времени останавливался, наполовину высовывался из кабины и пересчитывал нас.

Перенесли вещи в лагерь – все наше общее и личное, поставили палатки, расположились. Чуть позже подошла пешеходная часть нашей группы. Женя Че (Ракитянский) приступил к съемкам фильма.

День 2. 12.07, вторник.

Привыкали, акклиматизировались, мылись с помощью походного душа. Это такое остроумное изобретение! Конец шланга погружается в таз с водой, ногой следует нажимать на помпу, а рукой держать противоположный конец шланга с душевой лейкой.  Все это происходит в специальной маленькой палатке, размеры которой позволяют встать во весь рост. Если мыться вечером, можно закрепить внутри фонарик и будет театр теней.

Собирали дрова, Женя Че посылал крученого, отпиливая бензопилой блины от огромного, сваленного на склоне кедра, я ловила. Юра, что был назначен дровосеком, колол. В лагерь забрели поляки, причем, те самые, что запакостили навес надписями – вроде, что-то из польского рэпа. Мы сделали им стыдно, да так, что только ножички сверкали, очищая опоры навеса от карандашных надписей. Отдыхая, поляки накидали шелухи от фисташек, каждую из которых бурундуки подняли, перевернули в надеждах и бросили, огорчась. Из этой шелухи Руфина выложила предупреждение другим туристам.

Вождь Женя провел лекцию и семинар о ценностях, волонтерстве и других малопонятных, но, без сомнений, полезных вещах. Посмотрели фронт предстоящих работ. Ночью пошел дождь, Наташа и Юра увлеченно укрывали дрова.

Начало Байкальского проекта - 2016, смена 1.
Смотрим фронт предстоящих работ. Район поляны Взлетной.
День 3. 13.07, среда.

Провели с утра первую зарядку, а сразу после – семинар о силе воли. После завтрака приступили к работам – обустраивали тропу рядом с лагерем. Многие занимались подобным делом впервые, но понравилось, похоже, всем. К работам присоединились туристы, с радостью ворочали ломом камни, фотографировались, ликовали.

Сегодня день, когда мы размышляем о жизни на благо других. Вечером говорили об эгоизме и альтруизме, обсуждение получилось удивительно эмоциональным. Видно, для всех эта тема важна и обдумана.

Сегодня день, когда мы размышляем о жизни на благо других.

Когда уже вроде нечему было происходить, вдруг обиделась Наташа Х. Мы устроили ей душ любви, и все прошло. (Серьезно, так и было).

День 4. 14.07, четверг.

Ночью шел дождь, утром хмуро, сыро, холодно. После зарядки продолжили разговор о силе воли. Тема дня – отношение хозяина. До обеда мы доделывали участок тропы. Не доделали. Ралиф, Саша, Наташа и с ними, почему-то, Оля, отвечающая за экологию, ушли в тайгу валить кедры, необходимые для строительства моста.

После обеда выглянуло солнце, мы весело шкурили кедры, занимались новым участком тропы. Приступили к строительству моста – это очень занимательно! Женя Че занят общими работами, консультациями «что такое кирка» и, вместе с тем, снимает фильм. Не знаю, что получится, но, почему-то, верю!

Инструменты для каменной кладки.
Наши кирочки. Возле хоз.палатки.

Бурундуки совершенно осмелели, приходят к лагерю, смотрят на нас любопытными глазками – есть чо. Вечером у костра вспоминали старые фильмы, разбирали диалоги, составляли сценки по мотивам, на радость тем, кто уже лег спать. Потом пошла импровизация «Ниндзя против деревенских». Прекрасный вечер!

День 5. 15.07 пятница.

Эльдар, назначенный ответственным за наш подъем, разбудил меня, дергая за лодыжку. В это утро вообще многие на него обиделись, а зря, ведь он был в своей компетенции. Продолжили разговор о силе воли, вождь Женя рассказал о взаимосвязи спорта и самоконтроля, а еще о том, что волю можно тренировать, как мышцу, постепенно. Думаю, это многим на пользу.

После завтрака я отставила миску в сторону, пришел бурундук, залез в нее, облизал розовым язычком. Ложку отбросил в сторону рукою.

Продолжили работы на мосту. Мы с девочками встали конвейером, перебрасывали камни на берег строителям. Тема сегодня – командная работа, так вот, это она и была. Вместе мы точно Мир перевернем, это стало ясно после того, как девочки за пару минут выкорчевали ломами и кирками с тропы огромный пень.

Тема сегодня – командная работа, так вот, это она и была. Байкальский проект 2016

Туристы очень нам рады, дарят шоколадки, фотографируются с нами и берут интервью. (Потом оказалось, это репортеры местного канала, а не туристы).

После обеда мы закончили новый мост, сегодня будем придумывать ему имя. Вообще, хорошо поработали – переделали ненадежный старый мост, закончили намеченный участок тропы. На вечерней беседе каждый рассказывал, что делал сегодня сосед слева. Это было очень интересно, потому как неожиданно. Оказалось, каждый из нас замечает работу каждого, и даже может это прокомментировать.

А потом мы до отбоя, 3 часа дышали дымом, мерзли, спорили и решали, что такое команда. Разногласия касались лишь традиций прочтения терминов, но оказалось, что слова — это ужасно важно для многих. Споры были такие, что мы удивлялись, как же удалось построить сегодня мост.

День 6. 16.07 суббота.
Волонтеры Байкала. Байкальский проект 2016
После зарядки говорили о нравственных поблажках. Актуально, ведь после вчерашнего проснулись не все, даже Эльдар проспал зарядку.

Юра работает с камнями на возводимой лестнице. Байкальский проект 2016, смена 1

Закончили перила моста, обзорную площадку, работы на тропе. Все уже привыкли к своему новому делу, работы идут бодро. Каждый выбирает участок себе под силу, помогает товарищам.

Добывали камни из реки, при этом берегли бабочку, откладывающую в это время кладку в маленькой заводи. Перетаскали бревна старого моста. Теперь туристы не станут рубить деревья, найдя в лагере уже заготовленные дрова. На обзорной площадке росла маленькая елочка, мы пересадили ее, ведь там ей долго не жить – затопчут.

Закончился этот прекрасный день обсуждением мечты каждого из нас. Было приятно узнать всех ближе, многие хотят семьи, благополучия, добра.

Олег, г.Пермь. Рассказ друг о друге. Байкальский проект 2016
Олег Торсуков, г.Пермь
День 7. 17.07 воскресенье.

Тема дня: «Единство мыслей, чувств, поступков».

Строим каменную лестницу на Взлетной. Байкальский проект 2016
Передавали тему сарафанным радио, во время работ, по тропе вниз, так что возможны искажения. Дела наверху завершены, туристы благодарят нас за новые мосты и место для фото – обзорную площадку со скамеечкой. У тропы сделано водоотведение, обустроен родничок Бурундучий.

Байкальский проект 2016, смена 1
Строительство каменной лестницы в районе Моста Любви.

Все ужасно гордятся проделанной работой, будто мы на самом деле не учителя, юристы, продавцы, а строители, волонтеры, только и делающие, что живущие на благо других. Похоже, за эту неделю мы совсем заигрались, но главное ведь результат!

Средний мост «Смиренный» и обзорная площадка

А начался день как обычно, Наташиной зарядкой и Таниным завтраком. Происходило все в самом густом тумане, какой только можно себе представить.

Наш повар на Байкальском проекте 2016

Это облако зацепилось за деревья нашего склона. А еще сегодня заболела я, назначенный доктор всего ДружЛага, что очень показательно. Вспомнили о Новолазаревской станции в 61-м! Все же важные назначение – доктор, куратор, повар – нужно дублировать. Вечером, после ужина, ДружЛаговцы собрали в рюкзаки вещи, без которых можно обойтись, инструменты, и понесли все вниз, к кафе. Шли впотьмах километров 10, рюкзаки, кирки и лопаты делали всех ужасно похожими на черепашек ниндзя.

День был наполнен лагерными шуточками, мы продолжили игру «Тайный волонтер».

Есть такая забава в детских лагерях, «Тайный влюбленный» называется. Тянем бумажки с именами, каждый получает незапланированный объект внимания. А далее оказываются услуги, порой, правда, медвежьи, высказываются комплименты – иногда слегка колченогие, а вечером все собираются, обсуждают полученное и пытаются угадать, кто их благодетель. Так появлялись ягодки жимолости в супе, полено с надписью «Привет!» прям под спальником, печенье в сапогах. Женя Че научил нас веселой песенке, развивающей оптимизм: «Мой лом, мой самый лучший друг! Он никогда не подведет». Тот час был придуман ответ: «Моя кирочка, моя самая лучшая подружка! Она всегда права».

День 8. 18.07 понедельник.

Тема дня: «Позитивное мышление».

Построен на Байкальском проекте 2016, смена 1
Общая фотография команды.

Подъем в горы. 8-ой день проекта.
После завтрака мы долго собирались, делали контрольное селфи и прочие неотложные дела, наконец, вышли. Байкальский проект - 2016, смена 1.
Путь шел от уже привычного лагеря, по только что построенному мосту через крутые, каменистые подъемы к метеостанции, где был сделан привал. Насколько же проще идти в группе, чем поодиночке! И дело не только в том, что был задан более-менее общий темп. Мы подбадривали друг друга, как могли – Ралиф перемещал свой рюкзак выше по тропе, возвращался за отставшими, Таня, несмотря на усталость и боль в коленях,  подавала всем пример немыслимой выдержки и даже находила силы тащить чужие рюкзаки. Юра очень много помогал отстающим – подтягивал, подпихивал на подъемах и в особо сложных местах. Все сохраняли бодрый настрой – кто-то пел, кто-то стучал в таз, как в барабан, кто-то вел отвлекающие беседы.

Японский сад на поляне Взлетной. Байкальский проект 2016

Женя предложил посвятить подъем достижению мечты или дорогому человеку. Ну либо понаблюдать за собой и испытать характер. Действительно, такие испытания очень помогают самоанализу и сплачивают группу не хуже совместной работы. На метеостанции мы пообедали, набрали воды и двинулись дальше. На серпантине в 13 колен мы помогали друг другу еще больше, ведь путь стал просто невероятно трудным. Женя Че бегал с камерой вверх-вниз, брал интервью у преодолевших промежуточные подъемы. Сказал уставшим девушкам: «Идти мы будем с одной скоростью – с моей» и убежал по-бурундучьи за горизонт.

Поднявшись в долину, разбили лагерь. Предстояло еще много работы – поставить палатки, разобрать принесенные продукты, установить тент над костром, заготовить дров, причем, сухих, и приготовить ужин. И все это под дождем, на холоде. Но сил хватило даже на шуточки, Эльдар так одичал, что решил отправиться в тайгу, сделать селфи-палку из кедровой веточки, а кто-то предложил начертить на земле розетку, подзаряжать его айфон.

День 9. 19.07 вторник.

Продолжили разговор о волонтерстве, ценностях и прогрессивном альтруизме. После обеда отправились на озеро Сердце. Путь был трудным, в тишине – каждый размышлял о своем.

После обеда отправились на озеро Сердце
Проходили мимо ледников, видели вербу  — это в июле! На озере разошлись, каждый искал «свое» место. Эльдар купался, я смотрела на глыбы гранита под водой, лежа на камнях, Саша обошла все озеро кругом, Оля и Ралиф делали снимки. А вот обратный путь – это что-то с чем-то. Возвращались в густом тумане, легкой, безопасной тропы не нашли, идти пришлось по качающимся камням круто вниз. Без страховки, в кроссовках, с вороньем, кружащим над нашими головами. Было очень страшно, кто-то плакал, кто-то матерился.
Обратный путь от озера Сердце
Ралифу было стыдно за то, что повел нас таким путем, но я уверена, всем это испытание пошло на пользу. Вечером мы обсуждали случившееся, многие высказали ему благодарность за приключение и опыт. Тема дня: «Ценность жизни», вот все и прочувствовали в полной мере.

День 10. 20.07 среда.

Хорошая погода. Холодно, но хоть без дождя. Утром многие вышли из палаток на зарядку босиком, мы становимся похожи на общину старообрядцев. После утреннего семинара отправились на водопады. Прогулка оказалась нам вполне по силам, видимо, привыкаем к нагрузкам. В Чашу Жизни по примеру Ралифа спрыгнули Руфина и Наташа – даже смотреть на это невыносимо страшно. Высота метров 10, а глубина неизвестна. Я прижимала к груди аптечку, осознавая, что там только зеленка, леденцы от кашля и бинтик. Тема дня: «Вызов и победа».

На водопадах. Байкальский проект 2016

Мы разбились на пары, задача была узнать о своем партнере как можно больше. После прогулки отвечали на вопросы «Что побудило Вашего партера заняться волонтерством» и «Как бы Вы мотивировали Вашего партнера через пять лет, если бы он оставил волонтерскую деятельность». Было здорово убедиться, что все мы очень внимательны друг к другу!

После Чаши жизни.
Ралиф, Руфина и Наташа на водопаде
День 11. 21.07 четверг.

Весь день идет дождь, поэтому прогулки заменены семинаром о жизненной миссии. Походный душ, костер, беседы. Возможно, погода поможет каждому из нас сформулировать свою миссию. Развлекались фантазиями на тему, как сибиряку мягко и без стресса выходить из зоны комфорта. Это надо уехать куда-нибудь, да хоть на Урал, а потом мееедленно, постепенно возвращаться, больше никак. Фотографировались на селфи-ложку, пока не переполнилась память.

Алена ушла с пакетом к деревьям. Долго смотрела в небо, пока не стали падать шишки. Вечером запекали их на костре и ели шашлык из молочных шишек. Эльдар жарил носок, нанизанный на шампур. И не понятно было, то ли он сушит, то ли издевается. 🙂  Когда сушили вещи у костра, то были похожи на женщин-челночниц на рынке из 90-х

Разговор у костра

Руфина: У меня, кажется, руки закоптились
Женя Р: Можно теперь их с хлебом есть

Территория нашего лагеря на Байкальском проекте 2016.
День 12. 22.07 пятница.
Съемки фильма «Славный волонтер».
Байкальский проект - 2016.
Сегодня после завтрака мы отправились на пик Черского. Это был такой путешественник, Черский. Путь туда оказался нетрудным, до вершины добрались быстро и весело, уже привычно помогали друг другу. Встретили на тропе куропатку с курятами. Она велела детям бежать к кедровнику, а сама, нелепо размахивая крылышками, зигзагами зашагала в противоположную сторону. Один куренок остановился, начал что-то жевать. Сразу видно, такой погибнет первым.

Провозглашение миссии жизни на Байкальском проекте 2016

На пике – засиженной туристами каменистой площадке – у нас было 20 минут побыть в одиночестве, если найдешь такое место, где в  поле зрения окажется меньше 3 человек, поразмышлять и осмотреться. А потом был традиционный сюрприз от Жени и Тани, но рассказывать о нем нельзя, ведь это слегка подпортит впечатления моим читающим последователям. Потом мы по очереди перед камерой читали нашу миссию и послание в будущее, в самом красивом месте Земли! Легко говорить глупость, привирать у себя на кухне. Но там, в горах, слова подбираются как-то искреннее и точнее. Юра держал экран от солнца, Олег – наш флаг. И хоть говорить сокровенное приходилось громко, перед камерой и другими людьми, мы все, чувствуя одобрение друг друга, справились отлично.

Затем мы собрали мусор в этом любимом гадящими туристами месте, Олег, как Филиппок на учебу, шел с большим мусорным мешком, подвесив его на палку. Возвращались с песнями, было радостно и легко. В ДружЛаге ждала Наташа Х с горячим обедом. После отдыха Женя провел семинар о чертах характера волонтера, это было очень интересно, каждый смог провести некоторый самоанализ.

Солнечный камень. Хамар-Дабан, Байкал.
Закат на Байкальском проекте - 2016.
День 13. 22.07 Суббота.

Утро началось с прощания, кто-то решил этого не делать и из истории мы узнаем, что он вернется сюда еще раз. Мы шли весь день до Слюдянки и остановились на Взлетной. Здесь мы недавно провели много времени вместе, а сейчас прощаемся. Вечером добрались до базы МЧС на берегу Байкала и Женя Р озвучивал Терминатора. Вернее, он озвучивал суставы роботоризированной походки Оли, но это было больше похоже на новую серию Робокопа. Ночью у Оли был поезд, поэтому Женя Р. и Ралиф вызвались ее провожать, а мы все мылись и спали. Говорят, что из посадки в поезд получилось целое шоу. Надеюсь, мы увидим этот эпизод.

Японский сад на месте проекта
Поляна Взлетная, замшелая заводь.
Эпилог. День 14.

Позавчера вечером в горы принесло странные облака. Матовой желтоватой дымкой заволокло небо. Мы еще не знали причину и поэтому встали перед рассветом. Дымка по-прежнему была и мы перенесли наш утренний поход за рассветом на полтора часа. Пожары, бушующие в 800 километрах на северо-западе от нас, принесли эту завесу, которая превратила солнце в малиновый диск.

Пляж на мысе Шаманском
Южная оконечность Байкала, Великий Чайный путь

Мы прошлись по пляжу, искупались в Байкале, который после горных тренировок показался очень теплым и завершили наш проект банкетом. Еще мы гуляли на другой части слюдянского берега Байкала, изучали филологические изыски этого городка, потом оставшейся группой ели байкальский омуль и было тихо. Хотелось продлить это время, но нас становилось меньше и организаторы провожали на поезд каждого. Олег и Наташа отправились в путешествие по Кругобайкальской дороге.

Поход на Шаманку в поисках рассвета
Слюдянка, Байкальский проект 2016

Была тишина, а однажды утром приехал мэр Слюдянки и лично поздравил Ралифа с днем рождения. Он подарил ему мягкую пушистую нерпу и грамоту за вклад в развитие Слюдянского района. Это было уже через много дней, когда прошла вторая смена проекта. А в конце, после фразы Жени Скворцова: «Тебя тут каждая собака знает :)» к Жене Р. подошла собака и сказала, что знает его. Это был особый опыт, который связан с Кодом Хамар-Дабана. Что из этого вышло, мы узнаем из следующего реалити-шоу «Сердце Хамар-Дабана». И там будет другая летопись.

Алена и Саша на фоне необычного культурно-досугового объекта в Слюдянке.
На завершении Байкальского проекта - 2016, Слюдянка. Некоторых "Тотальный диктант" обошел стороной.
Дополнения и комментарии.

Словарь.

• ДружЛаг – лагерь дружбы
  • Лучший друг — лом
  • Лучшая подруга — кирка
  • Селфи-ложка — результат защитной функции психики одичавшего волонтера в условиях отсутствия электричества. Имеет ограниченную карту памяти и широкий угол обзора. Эконом-модель. Первый видеорепортаж на селфи-ложку будет сделан в 2017 году
  • Ниндзи против деревенских — авторский автобиографический комикс бригадира Байкальского проекта

Наш быт.

ДружЛаг Хамар-Дабана имеет 3 этажа. Внизу, в долине, бегут 2 ручья ледяной чистейшей воды, на противоположном от хозяйственных укреплений склоне множество кедров, нижние ветви которых сухие, покрытые лишайником, они годны на дрова. В долине поставлены  палатки, где мы живем по трое. На втором уровне находится душевая кабина, костровище со стволами кедров для сидения по периметру, сверху натянут тент от дождя. А вот третий этаж – это что-то с чем-то. Там, цепляясь за вечно сырые и скользкие камни, порой под дождем, с фонариком в зубах, мы имели счастье добраться до огороженного в скалах туалета. Дров всегда мало, очень холодно, сыро. Дождь или льет, или моросит. Трижды в день чашка горячей еды и чай; кофе, разумеется, мы забыли. Воздух разрежен, это делает нас сонными и вялыми. Очень помогает четкий распорядок – в 8:00 подъем, зарядка, утренний семинар. 15 мин на оправку и сборы, затем завтрак, опять семинар, свободные 40 мин, прогулка часа на 4-5-6 и ужин. После, можно пару часов посидеть у костра за беседами. Либо можно помыться, постирать вещи, выполнить то задание, что вменяется тебе твоей ответственностью.

• Наташа – проводит зарядку;
  • Эльдар – поднимает лагерь утром;
  • Руфина – записывает желающих сходить в душ;
  • Ралиф – замещает вождя;
  • а я – лагерный доктор, летописец и, почему-то, разнорабочий.

Женя Скворцов запретил говорить «таджичу», но синонима я не нашла, так что разок употреблю это слово.

А в 22:00 начинается тихое время, в 23:00 Женя разгоняет всех по палаткам спать, и всё.

Природа.

Растут кедры, пихта, елки, можжевельник, кедровник – это такие кедры, что живут на скалах, неизвестно как и зачем цепляясь камнями прямо за камни, рост их достигает метра. Система работает так: на камнях сначала образуется зеленовато-бурый налет, затем лишайник, потом на его перегное вырастают травы. Со временем слой почвы растет, и уже кустики находят себе место для жизни. Много ягод: красная и черная смородина, жимолость, брусника, черника, малина, костяника. И повсюду рододендроны! Но я в сомнениях, подозреваю, что Ралиф просто не знал названий, поэтому все именовалось рододендронами.

Погода крайне переменчивая, дождь и холод +10, а через минутку солнце  и жара, но это редко.

Зверики – горностаи, медведи, волки, лисы, зайцы, бурундуки, мышки, а еще какие-то серенькие ушастые пуширики, среднее между сусликом и мышью. Птиц очень много – куропатки, перепелки, соколы.. Это только те, кого мы видели.

На базе МЧС живет собака с уникальным стилем охраны. Знаете, есть собаки-тихони. Вор залезает, а они тихонько подходят и голову откусывают. Есть собаки, что при любом шорохе кричат: «Стой! Кто идет!» А эта собачка вид имеет самый благодушный. Ее стиль: «Мой дом – твой дом! Заходи-проходи-не стесняйся!»

На последних трехстах метрах пути Юра пытался отобрать мой рюкзак или хотя бы заменить его на менее тяжелый. Я не допустила, это было очень важно – дойти и все самой донести. Но спасибо тебе, дорогой друг.

На Шаманке купаются японцы. Сооружают из простыни трусы, прыгают в ледяную воду и кричат: «Уа-а-а-а-а-ааа!»

Когда-нибудь надо непременно набраться смелости и задора настолько, чтоб хватило прыгнуть в Чашу Жизни.

Пик Черского — 2090 м. Путь от Слюдянки к месту проведения работ 17 км по тропе вверх. Путь от места работ к Дружлагу Хамар-Дабана 10км очень крутого подъема. Очень.

А вообще, было хорошо.
Целую-обнимаю, Алена

Хотите узнать, как изменились участники?

Читайте отзывы и узнаете об изменениях во время проекта.