В 2019 году большое количество граждан боролось с заводом по добыче воды на Байкале.
Достаточно безопасный производственный процесс встретил петицию по отмене строительства, которая была слабо поддержана и не вышла за рамки региона. Новый виток ей дал шоумен Сергей Зверев, чья родина — это тот самый поселок Култук. Одновременно с этим, начались работы по строительству завода и петиция обрела второе дыхание. Стали активно подключаться гражданские активисты, СМИ и борьба вышла на федеральный уровень. Активистов иногда воспринимали как оплаченных агентов, а Зверева в соцсетях зауважали мужики.
Появление активистов
Для наших мест — это неожиданное явление, т.к. Байкал, находящийся в федеральной собственности, не понятен там, где эта собственность зафиксирована. Поэтому проблемы Байкала, не смотря на массу документальных фильмов и историй местных жителей — это малоосвоенная тема на уровне страны. А народ очень бурно отреагировал на строительство завода. По большей части искренне. Много людей, не интересовавшихся подобной темой, стали активно распространять петицию среди знакомых и родственников. Кто-то этот всплеск воспринял как некое руководимое сопротивление. Стали рождаться конспирологические истории о финансовой поддержке активистов, а сами активисты собирали деньги на бензин, чтобы принять участие в пикетах у здания завода.
Инвестирование в проблемы
Шумиха в СМИ и топорные провокации сопровождали весь процесс. А завод уже пустил трубы на пару километров вдоль Байкала, засыпал шлаком и строительным мусором природные фильтры Байкала — участки Таловских болот. Люди за деньги, на глазах у обеспокоенных жителей, ставили электросеть, рыли канавы и строили коммуникации. Так, безопасное производство было сделано максимально небезопасным образом и породило проблемы для будущих производств на Байкале.
Повышенное внимание к территории завода привлекло природоохранную прокуратуру, внимание чиновников и министерств. Но мы не научились решать проблемы и из-за нежелания уступить, сейчас усложняется жизнь для обычных людей и местного предпринимательства. А инвесторы боятся вкладывать деньги в местную экономику, боясь изменений в природоохранном законодательстве. А некоторое время назад, у рыбаков отняли возможность заниматься промыслом, вылавливая омуль, из-за продажности отдельных людей произошел юридический прецедент — и уже местные жители столкнулись со сложностями на земле своего проживания. Ни пристройку сделать, ни баню построить, чтобы мыться — все стало так сложно! И теперь сопоставьте эти явления с быстровозводимым заводом на берегу Байкала.
Разочарование за деньги
У людей — горечь и обида. Больней еще и от того, что жителей такой бизнес ставит перед нравственным выбором: стать предателем или надеяться на работу на заводе, чтобы прокормить семью? А в завод планировали инвестировать Полтора МИЛЛИАРДА рублей.
Подарок от добровольцев
Многочисленные репортажи СМИ подробно освещали ход процесса, а в это время тихо и без шумихи создавалась другая достопримечательность. И если завод выигрывает звание антидостопримечательности, то экотропа «Чайный путь», которую строили в это время волонтеры Байкальского проекта — стала настоящим центром притяжения для поселка и первым туристическим объектом.
Волонтеры «сделали» корпорацию
1,5 миллиарда рублей инвестиций с одной стороны, и 0 рублей, отсутствие господдержки — с другой. Но даже эти полтора миллиарда не помогли выполнить ответственность ни перед Байкалом, ни перед людьми, ни перед бизнесом. А волонтеры свое обещание построить тропу для людей выполнили.
Стратегическая ошибка
Все это показывает, насколько ошибочна стратегия — поиск сенсаций со стороны СМИ и игнорирование того, что действительно приносит пользу. Упор на исчерпаемые ресурсы, когда мы обладаем неисчерпаемыми ресурсами — красотой гор и Байкала, а тропа делает это доступным. Ориентация на марши и патриотические акции, когда открытие доступа к природным красотам закаляет характер и вживляет любовь не только к природе, но к Родине. Нам важно не знать аксиому о том, что Родину нужно защищать — нам важно чувствовать, что именно мы защищаем: людей, предающих наши земли, или территорию, которая является нашим общим домом.
Зов предков
Волонтеры, которые несколько лет строили экотропу в Култуке, вложили не только свои физические ресурсы, но и сердце. Для СМИ такое неинтересно, но стало важно для буддийского Шираб ламы, который не ищет выгоды или сенсаций, а сердцем почувствовал значимость того, что новая экотропа строится на месте, где 4000 лет назад люди из нескольких цивилизаций создавали единое культурное пространство.
Поддержать волонтеров
Лама освятил тропу как носитель местных традиций — и уже на следующий день она задышала. Что это значит? Дама объяснил, что предки, находящиеся здесь одобряют создание тропы и сообщают о том, что будут помогать строительству тропы. Ощущалась ли эта поддержка? Воздействие определенно было и различные проявления описаны в Легенде проекта.
Известная мудрость гласит: то, что связано на небесах, будет и на земле. Возможно, поэтому волонтерский проект всегда обходили стороной гранты или какая-то поддержка, доставаясь акциям по сбору крышечек, уборке мусора или посадкам деревьев, а Байкальский проект создавал основание искреннего вклада. Но тропа построена — и настало время поддерживать то, во что были вложены сердце, силы и деньги волонтеров, настоящих защитников Байкала..